К вопросу об изучении грамматики

Фраза "Мне грамматика не нужна, мне нужно говорить" давно стала классикой в контексте современных взглядов на изучение иностранного языка. Многие как вирусом заражаются идеей о том, что иностранным языком можно овладеть без знаний о его грамматической структуре. В качестве доказательства приводятся примеры маленьких детей, которые способны заговорить на языке, не имея представления о правилах грамматики. Сторонники изучения иностранного языка без грамматики забывают при этом упомянуть, что в основе усвоения языка маленьким ребенком и взрослым лежит существенная физиологическая разница. У маленького ребенка структуры мозга находятся в стадии формирования и физиологически открыты для активного усвоения языкового материала. У него интенсивно развиваются сенсорные зоны, необходимые для зрения и слуха, эволюционируют зоны языковых навыков и когнитивных функций. Мозг же взрослого человека утрачивает большую часть детских синаптических связей. Нейропластичность его мозга снижается и теряет способность усваивать язык с легкостью, на которую способны дети. 

Роль грамматики при изучении иностранного языка сложно переоценить. Во-первых, грамматика облегчает процесс изучения иностранного языка. Она представляет собой совокупность закономерностей, которые регулируют правильность построения значимых речевых отрезков (высказываний, текстов). Поэтому даже самое простое предложение на изучаемом языке сложно выстроить без знаний о его грамматической структуре. Во-вторых, в процессе освоения грамматических закономерностей человек накапливает базу грамматических образцов, из которых учится конструировать собственную речь. В-третьих, знания грамматики структурируют изучаемый языковой материал, замедляют процесс его забывания и обеспечивают возможность быстрого восстановления