Проблема использования родного языка при изучении иностранного является дискуссионным вопросом. Одни участники полемики выступают за полный отказ от использования родного языка. Другие убеждены, что изучение иностранного языка без опоры на родной язык крайне иррационально. Обе стороны высказывают доводы в свою защиту и указывают на множественные недостатки в аргументах друг друга. Но правда, как это часто бывает, находится посередине. Говоря о преимуществах и недостатках обеих точек зрения, стоит упомянуть о том, что применение родного языка должно носить целенаправленный характер. Только при таких условиях родной язык будет способствовать оптимизации учебного процесса.
Использование родного языка при изучении иностранного определяется множеством факторов, основным из которых является уровень языковой компетенции учащегося. Если преподаватель будет постоянно говорить с учащимся, который находится в начале обучения, на иностранном языке без опоры на его родной язык, очень быстро произойдёт ослабление мотивации и резкое снижение уверенности учащегося в собственных силах. Когда же уровень владения иностранным языком достаточно высок и позволяет учащемуся с комфортом выражать собственные мысли на изучаемом языке, то в этом случае изучаемый язык должен стать основным средством коммуникации на занятии. Другими словами, по мере овладения иностранным языком применение родного языка в процентном отношении должно уменьшаться, а использование изучаемого языка увеличиваться.