Применение упражнений
с использованием родного языка в обучении иностранным языкам значительно
снизилось в последнее время. Основная причина состоит в том, что на смену обучению иностранному языку через родной язык пришла методика, не
подразумевающая использование языка-посредника. Такая система обучения традиционно
применяется при изучении иностранного языка в языковой среде. Она опирается на
открытый доступ к существующим в языковой среде речевым образцам и строится на заучивании
и имитационном применении таких образцов для дальнейшего формирования речевых
навыков. Подобная система стала применяться и при изучении иностранного языка вне
языковой среды. При этом сторонники данной методики совершенно не принимают во
внимание тот факт, что условия изучения иностранного языка вне языковой среды заметно отличаются. У учащегося отсутствует возможность имитационного использования
речевых образцов в ежедневном общении на иностранном языке, а, следовательно, и
способность приобретать речевые навыки естественным путем. Вне языковой среды важнейшей
составляющей формирования речевых навыков на иностранном языке становятся упражнения с использованием родного
языка. Они берут на себя роль речевых образцов, в рамках которых приобретаются языковые навыки. По мере многократного выполнения таких упражнений
вырабатывается стойкая привычка использовать
определенные фонетические, грамматические и лексические языковые явления в речевых
ситуациях, из которых в дальнейшем формируются навыки говорения.